Главная » Полезные статьи » Таможенные брокеры России

Таможенные брокеры России

Государство не сразу пришло к введению институции таможенных брокеров. В самом конце 80-х, уже теряя свои монопольные права, оно решилось только на организацию службы декларантов. Предполагалось, что декларанты будут выполнять лишь техническую работу по соблюдению процедуры. Прослеживалась явная тенденция назначать на эту должность, в основном, тех, кого до конца 80-х называли спецэкспортерами, чиновниками, обслуживающими государственную монопольную внешнюю торговлю. Спецэкспортеры были тогда единственными, кто обладал соответствующим опытом, специфическими знаниями и связями.

Декларанты могли получать свидетельство только у таможни. В течение первых трех лет выдано было таможней 62 таких свидетельства. А вот когда рухнула уже не государственная монополия, а само государство, число выдаваемых свидетельств возросло невероятно: до 94 года вновь созданный Таможенный комитет приумножил число выданных свидетельств в пять раз. Дальше – больше: с 94 года по решению того же Комитета «декларантами на договорных основах» ежегодно признавались 400 новообразований. Правда, в Комитете быстро поняли, что не для всех этих новообразований декларирование – основная форма деятельности. Иначе чем объясняется то обстоятельство, что некоторая часть из них за год отчитывалась за единицы деклараций, в то время, как другая часть, большая по численности, подавала отчетность за тысячи таких деклараций.

Созданный институт таможенных брокеров России по специфике своей деятельности сразу стал отличаться и от института декларантов, и от спецэкспортеров, государственного истеблишмента тех лет. От декларантов отличие состояло в том, что брокеры получили права действовать и нести ответственность как юридическое лицо по поручительству юридического же лица-клиента. От спецэкспертов брокеры изначально имели отличие в том, что получили негосударственный статус и права.

Правовая база, которая могла бы регламентировать и регулировать деятельность таможенных брокеров России, развивалась и развивается не так быстро, как это представляется необходимым. Во многом объяснением этому служат внешние, международные обстоятельства. Россия не решилась принять западную модель деятельности брокера. Она выбрала собственную модель. Сконцентрировав усилия на создании единого для некоторых недавних республик СССР экономического пространства и соответствующего этому Таможенного союза, страна в какой-то степени отделила себя от Евросоюза и ВТО. Но и сама Россия, и страны, уже входящие или предполагающие войти в Таможенный союз, проводят самостоятельные внешнеторговые операции со США, Евросоюзом и азиатскими странами. Это, несомненно, сказывается на нечеткой направленности таможенного законодательства, поскольку таможенные законы ВТО и Таможенного союза не идентичны.

В работе таможенных брокеров России существуют еще и внутренние проблемы. Некоторые из них имеют наследственный характер, другие – благоприобретенные. Их можно было бы назвать болезнями роста. Вот некоторые из них. Вряд ли будет открытием сообщение о том, что в таможенном деле, кроме легальных и лицензированных таможенных брокеров России, «белых», как их называют иногда, обретаются еще «черные» и «серые». Одни из них – ушедшие или уволенные работники таможни, декларанты, спецэкспортеры, с опытом, знаниями, связями. Другие работают легализовано и лицензировано, однако «специализируются» на обслуживании сомнительных или просто подставных фирм. Условия они выставляют сказочные, а расценки – просто демпинговые. Дело выгодное: куш сорвали и разбежались. Есть и еще одна категория таможенных брокеров. О ней говорил в свое время Президент. Эта категория брокеров уже буквально «породнилась» с таможней на взаимно выгодных условиях. Президент призывает не персоналии менять, а систему.

Для субъектов внешнеэкономической деятельности чрезвычайно важным и актуальным представляется вопрос о выборе добросовестного таможенного брокера. Внесенная в реестровый список таможенных брокеров России, фирма «Боргер» работает по международным стандартам качества и имеет наилучшие рекомендации от своих зарубежных партнеров. Договор, составленный с ней, станет для клиента гарантией в международных перевозках и «прохождении» таможни.

Многие специалисты сходятся во мнении, что упрощение процедуры этого «прохождения», с одной стороны, и ужесточение санкций и наказаний для нарушителей, с другой стороны, может привести к тому, что сама эта процедура станет менее обременительно-хлопотной и более прозрачной. Их мнение опирается на тот факт, что вся внешняя торговля приносит государству несравнимо больший доход, чем только работа таможни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *