Главная » Полезные статьи » Сухой порт

Сухой порт

Сухой порт

Морские перевозки традиционно играют ключевую роль в международной торговле. Именно на их долю приходится основной объем грузов, перевозимых участниками внешнеэкономической деятельности. Как и в любом другом способе осуществления международных грузоперевозок, для эффективности морских перевозок огромное значение имеет уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры. Ключевым инфраструктурным объектом, в данном случае, является, конечно же, морской порт. В современных условиях, морской порт представляет собой многофункциональный объект, обеспечивающий возможность мультимодальных перевозок. В число основных функций, выполняемых морским портом входит, прием и отправка грузов морскими судами, а также сухопутными видами транспорта – железнодорожным и автомобильным. Инфраструктура морского порта обеспечивает возможность выполнения погрузочно-разгрузочных работ. В задачи морского порта также входит складирование грузов и логистика. Кроме этого, важнейшей функцией большинства морских портов является функция таможенного терминала. Именно к основным портам, как правило, «привязаны» крупнейшие таможенные органы, контролирующие основной объем товарооборота внешней торговли.

Таким образом, морской порт представляет собой сложнейший транспортно-логистический узел, выполняющий самые разнообразные функции. Однако в современных условиях, когда объемы международной торговли, как и количество участников ВЭД, существенно возросли, многие порты перестают эффективно справляться со своими функциями. Основной причиной этому является элементарная перегруженность терминалов, которым для приема огромного количества грузов уже просто не хватает места. Внедрение новых технологий обработки грузов и логистики позволяет решить эту проблему лишь отчасти, а для многих портов это уже не является действенной мерой. Совершенно естественным решением данной проблемы выглядит поиск «свободных территорий» и организация на них новых терминалов. Именно с этим связано появление в международной торговле и логистике такого понятия, как «сухой порт». Необходимо отметить, что для отечественной транспортной отрасли это понятие является новым (первый российский сухой порт был введен в действие в конце 2008 года в Шушарах). В то же время, в международной практике использование сухих портов осуществляется уже достаточно давно. Что же представляет собой сухой порт?

Что же такое "сухой порт"

Согласно классического определения, сухой порт – это внутренний «сухопутный» транспортно-логистический терминал, который имеет прямую связь с морским портом через специально организованную транспортную инфраструктуру. Связь с морским портом может быть реализована при помощи автомобильного и железнодорожного транспорта. Таким образом, сухой порт выполняет функцию перевалочного пункта, расширяя возможности и упрощая осуществление морских грузоперевозок для участников ВЭД, территориально расположенных на значительном удалении от портов. Кроме этого, организация сухих портов позволяет значительно разгрузить терминалы морских портов, что благотворно сказывается на функционировании всей транспортно-логистической инфраструктуры в масштабах страны. Еще одной важнейшей функцией сухого, как и морского порта, является выполнение роли таможенного терминала. Обязательной составляющей сухого порта является наличие соответствующей информационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить прямое взаимодействие с таможенными органами в режиме онлайн. Благодаря этому удается обеспечить возможность таможенного оформления, временного хранения грузов и другие функции таможенных терминалов непосредственно в границах транспортно-логистического комплекса.

"Сухой порт" сегодня

Необходимо отметить, что сегодня понятие «сухой порт» уже вышло достаточно далеко за рамки классического определения. Если раньше сухие порты организовывались, как правило, в непосредственной близости от морских портов (например, комплекс в Шушарах находится в 17 километрах от морского порта Санкт-Петербурга), то сегодня строительство таких терминалов возможно на удалении в несколько сот, и даже тысяч, километров от моря. Далеко не всегда комплексы, претендующие на роль сухого порта, сегодня могут иметь связь с портом морским. Сухой порт сейчас может представлять собой крупный перевалочный центр, способствующий осуществлению мультимодальных перевозок и таможенному оформлению грузов. Таким образом, он фактически может выполнять все функции морского порта, за исключением того, что морские суда могут совсем не участвовать в транспортной цепочке. Однако, в большинстве случаев, непосредственная связь с морем сохраняется.

Вполне очевидно, что для России с ее огромной территорией и затрудненностью выхода к морю для большинства грузоперевозчиков, строительство и развитие сухих портов имеет неоценимое значение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *