Главная » Полезные статьи » Первая грузовая компания как образец монополизации железнодорожных перевозок

Первая грузовая компания как образец монополизации железнодорожных перевозок

ОАО ПГК – это крупнейшая российская компания, осуществляющая перевозку грузов железнодорожным транспортом. Оператор был выделен из состава акционерного общества Российские железные дороги в 2007 году. Основные функции компании – контроль и экспедирование грузов в мультимодальном и железнодорожном сообщениях, реализация постоянного диспетчерского наблюдения, юридическое и маркетинговое сопровождение транспортных проектов, формирование железнодорожных тарифов. Компания «Боргер» готова предоставить тот же спектр услуг, однако фирма занимается экспедированием груза, перевозимого не только железнодорожным, но и водным, автомобильным или воздушным транспортом.

В настоящее время Первая грузовая компания располагает 14 филиалами на территории России и одним дочерним предприятием на Украине. Общее количество подвижного состава, находящегося в собственности компании – примерно 200 тысяч единиц. Регистрация оператора состоялась 26 июля 2007 года в результате реформирования компании РЖД. Причиной создания коммерческой организации послужила монополия РЖД на отечественном рынке железнодорожных перевозок: присутствие монополиста, обладавшего возможностью регулирования тарифов, значительно ограничивало возможности других игроков. Таким образом, основная цель, которую преследовали основатели компании – это обеспечение инвестиционной привлекательности рынка железнодорожных грузовых перевозок.

Учредителем Первой грузовой компании выступило акционерное общество РЖД, соучредителем – «Баминвест». По состоянию на декабрь 2007 года компании принадлежало только 10 тысяч единиц подвижного состава, однако уже в марте 2008 года численность вагонов увеличилась до 30 тысяч. В апреле того же года коммерческое объединение оперировало 50 тысячами единиц подвижного состава, а в июле – 100 тысячами вагонов.

Одновременно с формированием филиалов в 2008 году произошло учреждение дочерней компании на Украине. 13 ноября того же года Первая грузовая компания стала членом Координационного совета по транссибирским перевозкам, а 18 ноября перешла к публичным тарифам.

К 1 октября 2008 года численность подвижного состава компании увеличилась до 140 тысяч, что позволило объединению стать одним из крупнейших операторов, осуществляющих грузовые перевозки. Это вызвало критику со стороны конкурентов, которые расценили рост компании как создание новой монополии и увеличение доли государственного сектора в отрасли железнодорожных перевозок. Когда к апрелю 2009 года численность вагонов, находящихся во владении оператора, возросла до 200 тысяч, частные компании выразили недоумение ростом влияния перевозчика.

С учетом этого, в 2011 году было принято решение о проведении разгосударствления железнодорожной отрасли. 28 октября того же года состоялся аукцион, по результатам которого Первая грузовая компания стала собственностью предпринимателя Владимира Лисина и Независимой транспортной компании. Тогда было продано 75 процентов акций компании, остатки были выкуплены Владимиром Лисиным 16 октября 2012 года. В настоящее время единственным владельцем оператора выступает материнская Независимая транспортная компания – ей принадлежит 100 процентов акций коммерческого объединения, кроме одной. Обе сделки по продаже акций привлекли внимание наблюдателей и аналитиков: эксперты сочли, что Российские железные дороги реализовали акции по заниженной цене.

Сегодня Первая грузовая компания предоставляет полный комплекс услуг по перевозке товаров железнодорожным транспортом. В штате коммерческой организации числится около 3,8 тысяч сотрудников, обеспечивающих круглосуточную работу объединения. По состоянию на 2012 год доля компании в общем объеме российских грузоперевозок составляет свыше 20 процентов. Оператор входит в состав группы компаний UCL Holding, объединяющей несколько фирм, занимающихся перевозкой товаров по железнодорожным сетям. Филиалы холдинга открыты во всех регионах России, что позволяет эффективно работать с клиентами в разных концах страны.

Компания располагает 112,2 тысячами полувагонов, 43,7 тысячами цистерн, 16,7 тысячами крытых вагонов, 11,7 тысячами цементовозов, 5,3 тысячами минераловозов, 3 тысячами платформ и 1,3 тысячами единиц подвижного состава других категорий. По сравнению с Первой грузовой компанией, другие операторы имеют относительно небольшой вагонный парк: так, крупнейший частный конкурент объединения владеет 30 тысячами единиц подвижного состава. Такое соотношение на рынке железнодорожных перевозок делает ОАО ПГК крупнейшим коммерческим объединением, осуществляющим экспедирование товаров, транспортируемым посредством железнодорожных сетей. Помимо этого, компания занимается деятельностью, направленной на оперирование подвижным составом, принадлежащим третьим лицам, то есть не ограничивает свои возможности исключительно использованием принадлежащего ей вагонного парка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *