Главная » Полезные статьи » Ответственность перевозчика при осуществлении морских перевозок грузов

Ответственность перевозчика при осуществлении морских перевозок грузов

Морские перевозки грузов – один из самых популярных и экономически выгодных видов перевозок. Транспортировка грузов по воде широко применяется для перевозки больших объемов грузов, особенно при межконтинентальном сообщении. И, естественно, при организации таких перевозок встает вопрос об ответственности за состояние и сохранность перевозимого груза. Эта ответственность регламентируется российским кодексом торгового мореплавания, где прописано, что ответственность за утрату или порчу груза, принятого для транспортировки, несет перевозчик. В то же время ответственность эта небезгранична: кодекс четко прописывает, в каких ситуациях перевозчик может быть освобожден от материальной ответственности.

Ответственность перевозчика за груз наступает с момента его приема до момента выдачи в пункте назначения. Морские перевозки грузов требовательны и к срокам доставки, поэтому ответственность эта касается не только сохранности груза, но и соблюдения оговоренных договором сроков.

Ответственность перевозчика ограничена целым рядом обстоятельств, не зависящих от организации-перевозчика. Таким обстоятельством является воздействие непреодолимой силы и опасных происшествий на море. Необходимость спасательных операций также считается ситуацией, оправдывающей повреждение груза или просрочку перевозки.

При возникновении пожара на судне проводится расследование причины возгорания и распространения огня. В зависимости от результатов расследования в конечном итоге будет вынесено заключение о виновности или невиновности перевозчика. Соответственно этому заключению решается вопрос об ответственности перевозчика за повреждение груза в результате пожара.

Кроме стихийных причин, снимающих с перевозчика ответственность за груз, кодекс указывает причины социальные. Среди них – распоряжения властей (карантин, арест, задержание), военные действия и конфликты, забастовки.

Морские перевозки грузов могут быть просрочены и в связи с бездействием или неправильными действиями получателя или отправителя. Обстоятельства, связанные с состоянием самого груза, также могут стать причиной утраты или порчи груза, поэтому кодекс причисляет скрытые недостатки груза, его естественную убыль, неясность маркировки и изначальное нарушение целостности упаковки к причинам, снимающим ответственность с перевозчика.

Если груз не доставлен в пункт назначения в указанное в договоре время, то доставка считается просроченной. Если таковое время не оговорено заранее, то ориентируются на срок, достаточный для доставки, учитывая конкретные условия и обстоятельства. В случае если груз не выдан грузополучателю в течение 30 дней по окончании вышеуказанного срока, груз считается утраченным.

Морские перевозки грузов нередко проводятся с сопровождением экспедитора - представителя получателя или отправителя. В этом случае ответственность за сохранность груза несет экспедитор, если он не представит доказательств вины перевозчика. Неповрежденная тара, без следов вскрытия, с сохранной упаковкой и пломбами также в большинстве случаев снимает ответственность с перевозчика.

Торговый кодекс оговаривает размеры возмещения ущерба при осуществлении морских перевозок грузов. При обнаружении повреждения груза перевозчик обязан выплатить сумму ущерба, который понес грузополучатель в связи с порчей; при утрате груза – общую стоимость груза.

Морские перевозки грузов могут осуществляться с оформлением объявленной ценности, при этом грузоотправитель дополнительно оплачивает эту услугу. В случае утраты такого груза перевозчик обязан будет выплатить указанную стоимость груза.

Бывают ситуации, когда перевозчик поручает всю или часть транспортировки другому лицу или организации, которые в этом случае именуются фактическим перевозчиком. Наличие фактического перевозчика и утрата (повреждение) груза по его вине не освобождает перевозчика от полной ответственности, если это не оговорено иначе в соответствующем договоре. При оговоренной ответственности фактического перевозчика ответственность является для них солидарной.

В сквозном коносаменте может быть пункт о том, что часть перевозки или работ по загрузке-выгрузке осуществляет не перевозчик, а другое лицо. При этом оговаривается и ответственность этого лица за просрочку работ и возможное повреждение груза.

Компания «Боргер» оказывает услуги по организации морских перевозок грузов. Наши специалисты помогут вам правильно составить договор перевозки с учетом всех возможных для вас выгод, в том числе и в вопросе об ответственности в случае повреждения, просрочки или утраты груза.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *