Главная » Полезные статьи » Морские перевозки наливных грузов

Морские перевозки наливных грузов

Ежедневно по всему миру в различные пункты назначения отправляются огромные морские танкеры, доставляющие нефть, кислоты, спирты, вино, растительное масло и многое другое. Морские суда активно используются для доставки наливных грузов, в список которых кроме нефти и нефтепродуктов входят пищевые продукты, сжиженные газы и химические вещества. Наливными принято называть все жидкие грузы, загружаемые в трюмы морских судов наливом без использования тары.

Сейчас танкеры перевозят основную массу добываемого «черного золота». То, что нефтепродукты доставляются морским путем, объясняется географическим расположением важных районов и добычи, и потребления нефтепродуктов. Кроме того, морские перевозки наливных грузов позволяют отказаться от затрат на упаковку товара.

Морские перевозки наливных грузов сопряжены с целым рядом сложностей и опасностей, как правило связанных с химическими свойствами транспортируемых веществ. Любая жидкость – это особенный груз, наделенный уникальной вязкостью, плотностью, летучестью. При хранении, перевозке, погрузке и разгрузке жидких веществ должны приниматься особые меры предосторожности. Значительная часть наливных материалов огнеопасна, взрывоопасна, токсична и способна электризоваться. Перед отправкой товара важно убедиться в том, что получатель располагает необходимым оборудованием для безопасного слива полученного груза.

Рост объемов нефти и других наливных грузов, перевозимых по морю, неизбежно приводит к росту количества химических веществ, попадающих в воду. Поэтому многими странами одобрена международная конвенция МАРПОЛ 73/78, предписывающая принятие технических мер по обеспечению гарантированной безопасности окружающей среды. В частности, в документе перечислены правила упаковки, размещения и хранения вредных веществ на морских судах. Конвенция разделяет все наливные грузы на 3 большие группы:

  • нефть и всевозможные нефтепродукты;
  • вредные вещества, представляющие опасность для акватории моря;
  • неопасные жидкие вещества.

Кроме того, нефтепродукты разделяются на темные и светлые, вязкие и маловязкие, летучие и нелетучие, легковоспламеняющиеся и застывающие при высоких температурах. Вязкость вещества оказывает значительное влияние на скорость грузовых операций и на наличие «мертвых» остатков после откачки всего груза. Температура застывания позволяет оценить необходимость подогрева груза перед перекачкой.

Морские перевозки наливных грузов выполняются разными по типу кораблями. Конструктивные различия между морскими судами, перевозящими нефть, воду, молоко, сжиженный газ, асфальт или бумажную массу, очень велики. Первые суда для наливной перевозки нефти, построенные в конце 19 в., сократили стоимость транспортировки в 3 раза по сравнению с поставками в бочках. С тех пор флот активно развивался и модернизировался. Сейчас основной своей задачей кораблестроители считают увеличение грузовместимости судна при сохранении его размеров.

Из-за низкой эффективности доля малотоннажных судов заметно уменьшается, а крупнотоннажных – увеличивается. Известно, что стоимость перевозки барреля нефти обратно пропорциональна вместимости морского судна. Поэтому огромные супертанкеры категории ULCC, способные перевозить более 320 тыс. т., доставляют нефть из портов Среднего Востока в Мексиканский залив. Такие маломаневренные гиганты не способны зайти во многие порты и разгружаются в открытом море возле специальных насосных станций. Малотоннажные танкеры обычно выполняют специальные морские перевозки наливных грузов, например битума.

Ужесточение требований к безопасности перевозок оказало влияние на развитие кораблестроения. Суда, осуществляющие морские перевозки наливных грузов, стали изготавливать с двойным корпусом, с системами мойки и очистки отсеков и др. В 2008 г. была полностью запрещена перевозка тяжелого топлива на судах с однослойным корпусом.

Для транспортировки наливных грузов наиболее востребованы танкеры. Это самый эффективный способ доставки, при котором большая грузоподъемность судна сочетается с низкой стоимостью перевозки. Однопалубные суда способны перевозить до 400 тыс. т. нефти или других материалов. Их грузовая часть разделяется продольными и поперечными перегородками на танки (отсеки), которые заполняют жидким грузом. С палубой отсеки соединены узкими люками. При помощи насосного отделения танкера производится откачка груза. Для исключения попадания химических веществ в морскую воду судно оснащается двойными бортами и днищем. В некоторые суда можно одновременно загружать несколько разновидностей наливных грузов.

Для транспортировки различных сжиженных газов используются морские газовозы. Такие суда, перевозящие бутан, метан, аммиак и другие газы, оборудуются вкладными цистернами, имеющими сферическую, цилиндрическую или прямоугольную форму. Для организации перевозки сжиженных газов используются 3 метода: под давлением, под давлением с охлаждением и с охлаждением до жидкого состояния. Например, цистерны прямоугольной формы применяются для перевозки метана, охлажденного до -160оС. Для исключения опасности взрыва при смешивании паров газа с воздухом, цистерны должны быть полностью герметичны. Процедура погрузки и разгрузки выполняется при помощи насосов, компрессоров и трубопроводов.

Для транспортировки по морю важна не только сохранность груза, но и соблюдение сроков доставки. Компания «Боргер», оказывающая услуги по организации морских перевозок, поможет четко согласовать все операции, производимые при загрузке, транспортировке и выгрузке наливных грузов. Профессионалы подготовят необходимые документы и составят договор об ответственности морского перевозчика за состояние перевозимого наливного груза.

Сегодня мировые моря и океаны бороздят более 4 тыс. танкеров и множество газовозов, большая часть которых является собственностью частных компаний. Нефтяные корпорации и крупные компании заключают с хозяевами судов договоры фрахтования и получают право на перевозку грузов. Это экономически выгодно и перевозчикам, и заказчикам. Кроме того, морские пути нередко оказываются короче судоходных. Поэтому интенсивность высокорентабельных перевозок наливных грузов по морю не снижается уже много лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *