Главная » Полезные статьи » Меры предотвращения нарушений перевозки опасных грузов

Меры предотвращения нарушений перевозки опасных грузов

Российская Федерация, опираясь на огромный экономический и научно-технический потенциал, объективно занимает одно из лидирующих мест как в международных, так и во внутренних перевозках самых разнообразных грузов, в том числе и опасных грузов (ОГ).

Под ОГ понимаются изделия, материалы и вещества, а также отходы различных видов жизнедеятельности общества, которые в силу своих особенностей, свойств и качеств могут при их транспортировке создать угрозу здоровью и жизни людей или нанести значительный урон окружающей среде.

Большинство ОГ по территории РФ перевозится железнодорожным и автомобильным транспортом. В то же время наибольшая концентрация автомобильных дорог и железнодорожных путей приходится на наиболее густонаселенные районы. Таким образом, значительная часть ОГ сосредотачивается именно в тех местах, где любое нарушение перевозки опасных грузов и, как следствие, авария может привести к катастрофе и человеческим жертвам.

Поэтому, во всех развитых странах разработана и успешно функционирует серьезная правовая база, регламентирующая процедуру транспортировки ОГ и определяющая проведение необходимых мероприятий, направленных на снижение возможных последствий нарушений перевозки опасных грузов. Учитывая все возрастающее количество международных перевозок и вероятные глобальные последствия аварий при транспортировке ОГ, разработаны и приняты к руководству международные соглашения и правила. Нужно отметить, что большая часть международных перевозок ОГ регламентирована международными договорами, а также рекомендациями ООН. В дополнение к ним – нормативной базой государства, по территории которого осуществляется грузоперевозка.

На территории РФ организация перевозок ОГ определяется как международными нормативными документами, так и собственной законодательной базой. Существует ряд документов, который регулирует перевозки ОГ железнодорожным, автомобильным, водным и авиационным видами транспорта. Стоит отметить, что динамика развития своей правовой основы в области грузоперевозок слабо выражена и проявляется, чаще всего, в виде реакции на серьезные последствия от возникшей чрезвычайной ситуации.

Практика развитых государств показывает, что рекомендации профильных экспертов ООН, а также межгосударственные нормативные документы, определяющие порядок транспортировки ОГ, должны пересматриваться и редактироваться, как правило, один раз в 2 года. Подобная процедура позволяет своевременно актуализировать нормативную базу в отношении новых ОГ, транспортных средств для их перевозки и технологических процессов, а также оперативно учитывать все изменения в структуре правового пространства.

Рассмотрим, как пример, комплекс мер, направленных на предотвращение нарушений при перевозке опасных грузов, определенный действующими Правилами перевозки ОГ автотранспортом (ППОГ).

ППОГ предъявляет обоснованные требования предприятиям, занимающимся транспортировкой ОГ, эксплуатируемому автотранспорту и персоналу сопровождения. Перевозка ОГ подлежит обязательному лицензированию на основе действующего законодательства РФ.

Для перевозки отдельных групп ОГ необходимо получить специальное разрешение в Минтрансе РФ. Особо опасные грузы (их список определяется ППОГ) разрешается перевозить только после получения соответствующего разрешения в органах МВД.

Отдельное внимание ППОГ уделяют маршруту перевозки. Он не должен проходить в непосредственной близости от крупных населенных центров, предприятий промышленности, зон отдыха и т.д. По населенному пункту маршрут должен прокладываться вдали от лечебных, дошкольных, учебных и подобных заведений.

Еще более жесткие требования установлены относительно транспортных средств и условий перевозки. Много внимания уделяется маркировке, информационным таблицам, обозначающим транспортное средство, наличию аварийных карточек. Автомобильная техника должна быть заправлена и иметь запас движения 500км. Определяется процедура заправки на АЗС и скоростной режим перемещения. ППОГ устанавливают порядок перевозки ОГ в автоколонне. В ППОГ определены нормы технического оснащения автомобилей, а также технические требования к автомобилям и применяемой таре. Регламентируется порядок погрузочных и разгрузочных работ.

Нарушение перевозки опасных грузов - это, зачастую, результат действия «человеческого фактора», который может и должен оцениваться еще на этапе допуска к обращению с ОГ. Эффективным решением этого вопроса может быть внедрение единого комплекса профессиональной подготовки. Персонал, деятельность которого связана с ОГ, должен проходить квалифицированный отбор и объективную аттестацию. Подготовка специалистов предприятий, деятельность которых связана с транспортировкой ОГ, в учебных заведениях требует правового урегулирования с обязательной ответственностью учебного заведения за качество обучения, а работодателя – за допуск к работе неквалифицированного сотрудника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *