Главная » Полезные статьи » Конвенция ООН по морскому праву

Конвенция ООН по морскому праву

Развитие экономики всех прибрежных государств во многом зависит от объема морских перевозок груза, а значит обеспечения непрерывного судоходства во внешнем и внутреннем водном пространстве. Обеспечение непрерывного судоходства основано на правах мирного прохода судна под флагом в наиболее оживленных морских торговых зонах. Участие России в различных конвенциях о морских перевозках – это гарантия соблюдения нормативно-правового статуса независимого государства и его морских границ всеми ратифицировавшими конвенцию государствами; приведение правил и норм российского морского права к международным стандартам (унификация); участие в совместных мероприятиях по охране морской среды от загрязнения и многое другое.

Основная цель Конвенции ООН по морскому праву с точки зрения морских перевозок – делимитация и определение правового режима в морских операциях, что на практике значит обеспечение усилиями всех государств-участников безопасного бесперебойного режима судоходства.

Россия ратифицировала Конвенцию в 1997. Главное условие для государств-участников по Конвенции ‒ урегулирование любых споров только мирными способами.

Любое государство, переживающее процесс установления границ (делимитацию) должно применительно к рассмотрению данного договора в контексте конвенции о морских перевозках, совершить следующие процедуры. Указать новые территориальные границы таким образом, чтобы другие государства не оказались отрезанными от выхода торгового судоходства, от исключительных экономических зон и открытого моря; обеспечивалось право мирного прохода или погрузки/разгрузки и якорной стоянки в территориальном море. Обязаны составить новые морские карты установленного масштаба или новый перечень географических координат, опубликовать их должным образом и затем сдать на хранение генсеку ООН. Государство, под чьей юрисдикцией находится новая акватория порта обязано опубликовывать в надлежащей форме законы и правила прохождения и захода иностранных судов, определить коридоры для мирного прохода и схемы разделения движения, особенно для перевозки опасного груза, а также опубликовать такие схемы и коридоры. Государство имеет право запретить проход военных кораблей, временно приостановить проход в случаях, предусмотренных Конвенцией, после опубликования сообщения должным образом. Вот лишь некоторые примеры того, из-за чего Конвенцию можно рассматривать и как основной документ по международному праву, и как конвенцию о морских перевозках.

Дальше, изменение юрисдикции приводит к закономерному изменению места приписки (регистрации) судна. Статус судна международное соглашение определяет как плавание только под одним флагом одного государства, плавание под флагами нескольких государств не может требовать признания ни одной из представленных национальностей. В обязанности государства флага входит административный, технический и социальный контроль своих судов, установление сборов за конкретные услуги, беспошлинных зон и льготного режима работы таможни. Суда обязаны иметь место регистрации, мореходные издания, навигационные приборы и оборудование, необходимые для безопасного судоходства, поддержания связи и предупреждения столкновения; и сохранения, предотвращения, загрязнения морской среды; карты, квалификацию командующего состава и необходимое количество экипажа.

Существует еще три конвенции о морских перевозках, чьи нормы и правила частично легли в основу КТМ РФ: Гаагская, Гамбургская и Правила Висби. Все конвенции действуют, не исключая друг друга, хотя объем ответственности прав владельца груза и перевозчика трактуется в них по-разному. Это говорит о том, что пока в международном морском праве не существует единства. Гаагские Правила и Правила Висби рассматривают основной порядок составления коносамента, устанавливают рамки ответственности перевозчика и предел ответственности, выраженный в условных денежных единицах, а также процесс предъявления требований к перевозчику. Гамбургские Правила добавили в международное морское право порядок арбитража, основанный на принципе множественности юрисдикции. Теперь в договоре на морские перевозки (чартере или коносаменте) стороны могут по своему выбору указать, на основании какой из конвенций о морских перевозках заключается договор, место проведения арбитража, расширить или ограничить ответственность сторон.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *